Белград репетирует президентские выборы 2022 года
Николай Проценко
class="cackle-comments-count">
class="icon-socials">
На фото: президент Сербии Александр Вучич (Фото:
AP/ ТАСС)
Выборы парламента Сербии, намеченные на 26 апреля, станут генеральной репетицией для президента страны Александра Вучича, которому предстоит подтверждать свои полномочия в 2022 году. Задачу для возглавляемой им Сербской прогрессивной партии (СПС) Вучич на днях сформулировал предельно конкретно: на парламентских выборах ей необходимо получить не менее 48,2% голосов, то есть не ухудшить результат, показанный СПС и ее союзниками в 2016 году. Дополнительных сторонников коалиция во главе с СПС рассчитывает найти среди тех, кто еще не вполне ощутил положительный эффект от нового цикла роста сербской экономики — пенсионеров и молодежи. Но к этим же аудиториям обращается и непримиримая сербская оппозиция, призывающая сербов поддержать ее решение бойкотировать выборы, поэтому главная интрига голосования заключается в том, каким будет процент явки.
«Бойкот за всё!»
«Любой результат ниже того, который был у нас в 2016 году в процентном выражении, для нас плох», — заявил Александр Вучич на минувшей неделе в своем выступлении на Генеральном совете СНС, посоветовав однопартийцам в ходе предвыборной кампании посетить каждый дом в Сербии, чтобы побороться за каждый голос. В предварительном списке кандидатов в депутаты Скупщины (парламента) от СНС больше половины (83 из 150 человек) — новые люди.
Как и пятью годами ранее, партия Вучича намерена идти на выборы в рамках коалиции. В настоящее время завершаются переговоры с ее потенциальными участниками — Партией объединенных пенсионеров Сербии (ПУПС) Милана Кркобабича, занимающего в правительстве страны пост министра без портфеля, Движением социалистов министра обороны Александра Вулина и Социал-демократической партии Сербии, которую возглавляет вице-премьер Расим Ляйич.
На досрочных парламентских выборах 2016 года блок Александра Вучича «Сербия побеждает», в который, помимо СПС, вошло еще восемь партий и движений, смог обеспечить для себя 131 место в Скупщине из 250 (собственно СПС досталось 93 мандата). На сей раз задача повторить этот результат выглядит одновременно и проще, и сложнее.
С одной стороны, СПС может существенно улучшить свой прошлый результат, поскольку ряд довольно влиятельных политических сил Сербии демонстративно отказались от участия в выборах. Еще в октябре прошлого года решение бойкотировать выборы приняла Демократическая партия Сербии, которая в 2016 году возглавила блок «За справедливую Сербию», получивший 6% голосов и 16 мест в Скупщине.
В начале февраля к бойкоту присоединилась и оппозиционная коалиция «Союз за Сербию», которая в прошлом году отметилась серией массовых протестных акций в Белграде. «Мы видим восемь лет автократии, которые быстро превращаются в жесточайшую диктатуру. Впереди так называемые выборы, которые режим организует весной… Единственный правильный путь — это тотальный бойкот: вы должны все остаться дома, если хотите перемен», — обратился к сторонникам оппозиции бывший министр иностранных дел Сербии Вук Еремич. Тогда же еще один непримиримый оппозиционер Бошко Обрадович, лидер праворадикальной партии «Двери», которая в 2016 году впервые провела в парламент 13 своих представителей, призвал к немедленной отставке Александра Вучича и премьер-министра страны Аны Брнабич.
Решение сербской оппозиции бойкотировать выборы вызвало нескрываемое разочарование США (приложивших, как считают многие сербы, руку к прошлогодним протестам). В конце января об этом заявил американский посол в Белграде Энтони Годфри. Однако противники Александра Вучича остались при своем мнении. «Бойкот государственным деятелям, которые неоднократно нарушали конституцию. Бойкот законам, написанным не для людей, а для нужд правящего большинства. Бойкот СМИ, в которых нет места диссидентам или голосу тех, кто мыслит иначе, чем правители… Бойкот за проданную и приватизированную государственную собственность… Бойкот за всё!» — говорится в недавнем воззвании партии «Двери».
Политика широких жестов
С другой стороны, в преддверии новых выборов в Скупщину в Сербии был снижен порог прохождения в парламент для политический партий и движений с 5% до 3%. Это решение, предложенное Александром Вучичем и принятое Скупщиной в середине февраля, оппозиция сразу же назвала очередным маневром правящего режима, который позволит ему получить «карманную оппозицию» в следующем составе парламента.
Сам Вучич, напротив, в недавнем выступлении перед однопартийцами дал понять, что снижение минимального процента голосов для попадания в парламент может привести к сокращению количества мандатов у его партии. Для СНС, добавил президент Сербии, было бы лучше, если бы часть оппозиции, которая объявила бойкот, участвовала в выборах, поскольку это повысило бы мотивацию граждан к голосованию.
Воспользоваться отсутствием радикальной оппозиции намерены и другие политические силы Сербии. Несколько дней назад председатель Социалистической партии Сербии Ивица Дачич заявил о планах улучшить результаты, показанные на прошлых выборах в коалиции с партией «Единственная Сербия» Драгана Марковича Палмы. В 2016 году этот блок получил 11% и провел в Скупщину 29 депутатов, и теперь Дачич утверждает, что если он соберет меньше голосов, то это будет неудачей, за которую будет отвечать каждый к ней причастный.
Рассчитывает на реванш и Сербская радикальная партия Воислава Шешеля, которая в 2016 году получила 8,1% голосов и 22 места в парламенте. Шешель, выступающий против вступления Сербии в Евросоюз и за укрепление связей с Россией, отказался от участия в протестах непримиримой оппозиции, обвинив ее в прозападном курсе, и заявил, что единственный способ изменить ситуацию в стране — это выборы.
Наконец, заявку на успех сделало оппозиционное движение «1 из 5 миллионов», которое в прошлом году участвовало в массовых протестах под одноименным лозунгом (появившимся в ответ на заявление Александра Вучича, что он не станет выполнять никаких требований оппозиции, даже если на улицы выйдет 5 млн человек, то есть абсолютное большинство населения страны). Однако в конце января, за несколько дней до объявления даты парламентских выборов, его лидеры приняли решение прекратить поддержку регулярных акций, проходивших по субботам, и пойти на выборы.
«Когда мы попадем в парламент, то устроим настоящий бойкот», — заявила тогда один из лидеров движения Валентина Рекович, обвинив некоторых представителей оппозиции в том, что на самом деле они, вопреки заявлениям о бойкоте, активно готовятся к выборам (26 апреля в Сербии также будут выбирать органы местного самоуправления). В конце февраля о готовности к участию в выборах объявила и левоцентристская партия «Вместе за Сербию», некогда отпочковавшаяся от Демократической партии Сербии. В связи с этим оппозиционная коалиция «Альянс за Сербию» объявил о ее исключении из своих рядов.
Но раскол непримиримой оппозиции не привел к прекращению уличных акций. Вместо потерявшего актуальность прошлогоднего лозунга «1 из 5 миллионов» в Белграде по субботам стали проходить шествия под более наглядным призывом «Бойкот». Участники одного из них принесли к Центризбиркому страны символическую урну для голосования с лежавшим внутри «бюллетенем», на котором было всего две цифры: 1 — Александр Вучич, 2 — Бойкот. А в середине февраля в ряде городов страны возобновились и протесты под прежним слоганом.
И стар, и млад
В своем недавнем выступлении перед однопартийцами Александр Вучич вполне определенно обозначил аудиторию, с которой СПС нужно более активно работать в преддверии выборов.
Прежде всего, это пенсионеры, на которых лег значительный груз недавних реформ по «фискальной консолидации», предполагавших значительное сокращение бюджетных расходов. В настоящий момент средняя пенсия в Сербии эквивалентна примерно 220 евро, но, как сообщил Вучич на заседании Генсовета СПС, в ближайшие дни он намерен предложить швейцарскую модель расчета пенсий «плюс плюс», которая позволит быстрее увеличивать их размер. «Благодаря знаниям и дисциплине мы выходим из кризиса, мы уже не в кризисе, и сейчас мы работаем над повышением зарплат и пенсий», — заверил президент Сербии.
Вторая группа электората, к которой опосредованно обратился Вучич, — молодежь, активно пополнявшая ряды «рассерженных горожан» в ходе прошлогодних протестов. В этом нет ничего удивительного, учитывая масштабы молодежной безработицы. Как отмечала в прошлом году делегация Евросоюза в Сербии, уровень безработицы среди молодежи в стране составляет 29,7%.
В качестве решения проблемы Александр Вучич предлагает повышение качества образования — как государственного, так и частного. «Самый важный момент — это образование для наших молодых людей — у нас сегодня не хватает профессионалов», — констатировал сербский президент на минувшей неделе, посетовав на то, что из-за этого начатые в стране инфраструктурные проекты идут не так быстро, как планировалось. В связи с этим Вучич отказался поддержать набирающую популярность идею четырехдневной рабочей недели: «Мы предлагаем больше работать, и это относится к молодым и трудолюбивым людям».
В свою очередь, сербская оппозиция тоже обращается в первую очередь к пенсионерам и молодым людям присоединиться к бойкоту выборов. «Дипломы государственных университетов обесценены, в академической жизни плагиат больше не является преступлением… Все решения принимаются людьми, которые присутствуют в политической жизни с 1990 года. Молодежь раздражает невозможность открыть собственный бизнес, потому что все субсидии заранее предназначены для иностранных инвесторов», — говорится, к примеру, в недавнем заявлении «Дверей». Отдельные аргументы в пользу бойкота выборов приведены в нем и для людей старшего и среднего возраста.
Цель непримиримой оппозиции понятна — максимально снизить явку, чтобы объявить выборы нелегитимными и попытаться склонить к этой же точке зрения Евросоюз. На выборах в Скупщину 2016 года явка была по нынешним временам массового разочарования в электоральной демократии весьма приличной — 56,25%, но и в бюллетене тогда присутствовало целых 20 партий и избирательных блоков. Теперь же список участников выборов может стать существенно меньше, что, несомненно, может снизить явку за счет тех, кто планировал голосовать за радикальную оппозицию.
Тем не менее, 26 апреля результат СПС может оказаться заметно лучше, чем в 2016 году. Сразу же после объявления даты выборов агентство Faktor Plus представило данные опроса, согласно которым СПС может рассчитывать на 53,6% голосов. На втором месте с огромным отставанием (10,3%) находился оппозиционный блок «Альянс за Сербию», который продолжает бойкотировать выборы, на третьем (9,55%) — Социалистическая партия Сербии.
В недавнем выступлении перед активом СПС Александр Вучич призвал однопартийцев не тратить попусту время на заявления в духе «бойкот провалился» и «мы победили бойкотирующих». «Меня не интересует, сколько людей не пришло на выборы, — сказал он. — Я хотел бы, чтобы вы победили за счет тех, кто голосует за нас, кто идет на выборы. Никто из тех, кто голосовал за нас, не проголосовал бы за тех, кто ограбил нашу страну».
Новости России: Удальцов оценил возможность «обнуления» сроков Путина