Пойдет ли на пользу вступление РФ в элитный клуб развитых стран — ОЭСР
Сергей Аксенов
class="cackle-comments-count">
class="icon-socials">
Фото: DPA/TASS
Михаил Мишустин поручил правительству подготовить план восстановления сотрудничества России с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), прерванного в 2014 году — после Крыма. Что это — либеральный реванш или в идее премьер-министра есть какой-то смысл?
По информации Bloomberg, речь может идти даже о присоединении России к ОЭСР. Правда, для этого потребуется инициатива самой этой организации, так как разрыв отношений произошел по инициативе Парижа, где расположена ее штаб-квартира.
Россия пыталась присоединиться к ОЭСР с 1996 года, когда премьер-министром был Виктор Черномырдин. В декабре 2019 года преодолеть формальный характер контактов намеревался прежний глава Минэкономики Максим Орешкин. История чем-то похожа на попытки вступления России в ВТО.
Из всех бывших советских республик в ОЭСР приняли только Эстонию, Латвию и Литву. Всего же там состоит 36 государств, включая США. На их долю приходится 60% мирового производства. Но поскольку среди этих развитых стран нет не России, ни Китая, структура больше напоминает политический клуб.
Внезапное стремление нового кабинета министров ввести Россию в ОЭСР наводит на мысль, что либеральный характер нашей элиты, включая социально-экономический блок правительства, так и не преодолен. Министрам страсть как хочется оказаться в «хорошей компании» европейцев и англосаксов.
Еще одна возможная причина очередного разворота России на Запад — события вокруг Китая. Торговая война, которую развязал против Пекина Вашингтон, а также эпидемия короновируса наносят ущерб экономике Поднебесной. В результате экспорт российской нефти в Китай в феврале упал на 35%.
Возможно, правительство Мишустина, не имея четкой стратегии развития собственной страны, просто мечется в надежде найти сиюминутные выгоды если не на Востоке, то на Западе.
Также не исключено, что ответ следует искать в прошлом Мишустина, в течение 10 лет возглавлявшего Федеральную налоговую службу. Ведь ОЭСР известна в первую очередь своей умелой борьбой с коррупцией, отмыванием денег и уклонением от налогов. Развитые страны помогут России «национализировать» элиту и вернуть капиталы обратно на Родину?
Заместитель директора ИМЭМО РАН, китаист Александр Ломанов не верит в серьезное сближение России с Западом, по причине его перманентной враждебности.
— Аргумент, что мы опять метнулись на Запад, точно также можно было бы адресовать китайской стороне по поводу первого этапа торговой сделки, которая была заключена в январе. Если заменить слово Россия на слово Китай, то все что было сказано по поводу вероятной шаткости российско-китайского политического и экономического союза, можно было бы адресовать и Пекину.
Между тем, Китай пошел на очень большие вынужденные уступки, принял на себя трудноисполнимые обязательства, по наращиванию импорта из Соединенных Штатов, в частности сельхозпродукции. Однако, этот факт большинство аналитиков восприняли абсолютно трезво и объективно. Да, мы живем в открытом мире и КНР заинтересован в хороших отношениях в том числе с США.
Так что проблема заключается не в том, что Россия или Китай отворачивается друг от друга…
«СП»: — А в чем?
— Все гораздо тревожнее… И Россия, и Китай предпринимают все усилия для того, чтобы поддерживать с западными партнерами конструктивные взаимовыгодные позитивные отношения, но они не находят в этом поддержки и отклика. В этом смысле характерно происходящее в связи с распространением короновируса.
Китайцы сейчас переживают очень сложный мобилизационный, с большой концентрацией период борьбы с эпидемией. И что в это время делают США? Они объявляют охоту на китайские СМИ: объявили китайские государственные СМИ иностранными агентами, ужесточили правила регистрации и требуют сократить число китайских журналистов.
Поэтому дело не в том, кто ориентируется на Запад, а в том, что Запад настолько сильно раздражен независимостью, суверенитетом и ростом экономической мощи Китая, что творят такие вещи. Это даже не имеет отношения к экономике. Это обычная кондовая холодная война, знакомая нам всем по опыту 20 века.
«СП»: — То есть сближаясь с ОЭСР Россия сближается с потенциальным противником? Как и китайцы, мы воспринимаемся на Западе как чужаки…
— Запад очень сильно поработил самого себя. Сковал себя политикой санкций, давлением на Россию и Китай. Понятно же, что ни одна организация передовых экономик без Китая не будет полной. Но пока тренд обратный — ЕС готовит меры противодействия китайским госпредприятиям, чтобы выгнать их с европейского рынка. Так что ни Запад, ни США абсолютно не намерены вести равноправный диалог с Россией и Китаем.
Там надеются на свою победу, на то, что политика санкций поможет сделать Америку снова великой, задвинув Россию и Китай на вторые-третьи роли в экономической и политической истории 21 века. Поэтому правильные попытки российского кабмина сблизиться с западными экономическими организациями, скорее всего, будут неудачными. Там появятся политические привязки, которые окажутся для нас неприемлемыми.
О геополитических и геоэкономических аспектах взаимодействия России с Востоком и Западом нам рассказал доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков.
— Россия обречена быть транзитным мостом между Азией и Европой. Напомню, что на гербе Российской империи был двуглавый орел. Хотя нас пытаются лишить этого преимущества через морскую организацию торговых путей.
«СП»: Поясните пожалуйста…
— Евразия сейчас — это по сути два острова — Европа и Азия. Хотя они соединены сухопутно через Россию (когда-то и Великий шелковый путь проходил через нашу территорию), все поставки идут морем. Даже несмотря на то, что по суше дешевле и быстрее. Но в море не действуют национальные законы, пошлины…
А организация сухопутных поставок требует некой унификации пространства (оптимизации налоговых ставок, таможенных тарифов). Того, что пытаются сделать в рамках ЕАЭС, ШОС и проч. Не случайно китайский проект «один пояс — один путь» направлен на структурное объединение пространства. Торговые пути без политической консолидации работать не будут.
Возникновение моста не только между Берлином и Москвой, но и Шанхаем или Пекином, объединяющем мировую фабрику — Китай и передовые технологии — Германию, исключает из общей картины Соединенные Штаты. Им здесь места нет. Поэтому для англосаксонского мира этот проект — страшный кошмар.
Есть исторический пример. Когда Россия построила Транссиб (и Суэцкий канал потерял свои транспортные преимущества), он «загорелся» с двух сторон. На востоке началась Русско-японская война и мы потеряли выход в Южно-китайское море, а с другой стороны заполыхала нефтедобыча в Баку. Нефть и керосин тогда были главным глобальным товаром.
Это я все к тому, что появление такого большого конструкта как «Большая Евразия», что было озвучено Путиным и Назарбаевым в 2016 году в Петербурге — это головная боль для США и Британии и их сателлитов. Поэтому будут делаться все, чтобы изолировать нас от Запада санитарным кордоном, в который недавно впервые в истории вошла Украина.
Так что отношения с Европой России надо налаживать.
«СП»: — Правительство пытается. Но в ОЭСР, куда входит множество европейских стран и ЕС как структура, состоят те же США и Британия…
— Думаю, что в рамках существующих международных структур, прежде всего ЕС, шансов выстроить отношения практически нет. А вот на национальном уровне это получается. Мы видим, что с Германией, Францией это получается. Вообще, ЕС — это вовсе не «четвертый рейх», как говорят некоторые, а смирительная рубашка для Германии, чтобы она не стала реальным лидером Европы.
Так что в целом, стратегически, установка Мишустина верна. Но в какой конструкции эти связи будут налаживаться… Конечно, мы заинтересованы в нормальных отношениях с Европой. И Европа, прежде всего Германия, сможет стать самостоятельным игроком. Сейчас мы находимся на этапе очередного исторического перелома. Предопределенности здесь нет.
— Желание начать курс на на сближение с ОЭСР вполне понятное. — говорит руководитель налоговой практики юридической фирмы BMS Law Firm Денис Зайцев. — Эта организация стоит у основ международного налогообложения, в частности ОЭСР была разработана та самая модельная конвенция об избежании двойного налогообложения, которую потом все страны приняли за основу. Причем решение вопросов, связанных с налогообложением, — это не единственная задача этой организации.
«СП»: — Пишут, что Мишустин надеется сделать Россию членом ОЭСР…
— Россия не может присоединиться к ОЭСР по ряду серьезных причин, но мы можем использовать методы, инструменты и наработанную практику этой организации. В частности, с точки зрения экономики Россия не готова стать частью ОЭСР в силу того, что есть требования, которые для нашей страны неприемлемы. Россия вряд ли будет готова отдать ОЭСР в какой-то форме ряд принимаемых решений в части налогового регулирования. Так как в организации возможно только полноценное участие, то для России, скорее всего, это невозможно.
Но сближение с ОЭСР для России важно, так как организация разработала действительно эффективные механизмы для борьбы с нарушениями в сфере налогообложения.
Однако, по мнению адвоката, управляющего партнера юридической фирмы TAX COMPLIANCE Михаила Бегунова геополитические факторы могут оказаться сильнее.
— ФНС за последние годы сделала серьезный рывок вперед в части обмена информацией с иностранными юрисдикциями. Так, были достигнуты договоренности со многими странами, с которыми раньше Россия не обменивалась такой информацией. Эти данные, полученные из других стран, отразились на результатах контрольных мероприятий и на доначислениях по налогам для фактических получателей дохода. Сближение с ОЭСР — это очередной этап по выходу на международный уровень стандартов налогообложения и борьбы с размыванием налоговой базы.
Но ждать конкретных и каких-то глобальных изменений в этой сфере в ближайшее время не стоит, так как само это сближение пока находится в зачаточном состоянии, и надо подождать развития ситуации с учетом геополитической обстановки, которая может очень быстро измениться. Если сближение продолжится, то, вероятно, это приведет и к новому витку борьбы с коррупцией в России, так как в этой сфере, в отличие от налоговой, отставание от развитых стран особенно заметно.