То, что китайской экономике уже нанесен колоссальный по своей разрушительности удар, сомнений не вызывает. Большой шкаф падает всегда громко. Даже неделя простоя для такой огромной экономики — это очень много. Если речь пойдет о месяце или нескольких — это будет катастрофа.
Кризис 2008 года Китай решил через ускоренное развитие собственного внутреннего рынка, через повышение покупательской способности собственного населения. Но чудес не бывает — это стало возможным только через накачку кредитами, и сегодняшние темпы роста обеспечиваются только одним показателем — ростом долговой нагрузки. Расчет был на то, что мировая экономика после рецессии восстановится, и внутренний долг будет постепенно покрыт за счет опережающего роста экспорта. Но здесь и кроется ключевой просчет китайских властей — мировой рынок не безразмерный, и другие игроки тоже хотят продавать свои товары. США противодействуют Китаю через торговую войну, в которой Китай явно проигрывает. А значит — концепция ухода от долгового кризиса Китая трещит по швам.
Нынешняя эпидемия лишь подводит черту под крахом китайской стратегии «Великого шелкового пути» — противоречия были заложены гораздо раньше. Эпидемия стала тем кризисом, который должен будет сломать предыдущую концепцию развития, провести Китай через катастрофу и заставить его рассмотреть иные варианты. Чем дольше будут «каникулы» сегодня — тем острее и скоротечнее будет кризис, который, конечно, будет системным — и экономическим, и политическим. Но его, видимо, уже не избежать.
Другой вопрос, что китайское руководство может пойти по пути российского и насмерть встать на защиту «стабильности» — то есть, никаких реформ и никакого пересмотра концепции. Силового ресурса на подавление протестов у него хватит. Но если не работает сама стратегия развития, попытка ввести ее в состояние анабиоза в надежде, что, авось, потом как-нибудь все разрешится — это путь в никуда. Это однозначная катастрофа в конце, но гораздо большего масштаба, чем-то, что может быть сегодня.
Источник: newsland.com